Норма нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания определяется поставщиком социальных услуг в соответствии с методическим рекомендациями, утвержденными приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 №725, при этом должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником не менее:
а) 4 получателя социальных услуг, проживающих в неблагоустроенном жилищном фонде;
б) 8 получателей социальных услуг, проживающих в благоустроенном жилищном фонде.
Отделение социально-бытового обслуживания на дому включает в себя деятельность Центра по предоставлению гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социальных услуг, в соответствии с перечнем социальных услуг предоставляемых поставщиками социальных услуг, согласно статьи 7 Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 г. № 146-З "О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области" в надомных условиях, с целью создания условий для пребывания их в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического статуса и здоровья.
Социальное обслуживание включает в себя услуги из числа предусмотренных перечнем комплексных социальных услуг в соответствии с законодательством и дополнительных услуг в соответствии с перечнем дополнительных услуг, утвержденного приказом директора Центра.
При оказании комплексных социальных услуг в отделении работники соблюдают нормативы потребления и качества социальных услуг, предоставляемых в рамках Государственного стандарта.
Платные дополнительные социальные услуги предоставляются согласно перечню и тарифами, утвержденными Приказом директора Центра.
Оказание дополнительных социальных услуг на дому осуществляется в соответствии с нормативными документами Центра на основании письменного заявления получателя услуги.
Целью предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг.
Основными задачами Отделения являются:
- учет граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством нуждающимися в социальном обслуживании на дому;
- предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в зависимости от степени потери способности к самообслуживанию и характера нуждаемости в услугах, включенных в комплексную социально-бытовую услугу на дому, а также оказание по их желанию срочных и дополнительных социальных услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг;
- осуществление мероприятий по предоставлению получателям социальных услуг льгот и преимуществ, установленных действующими законодательными и нормативными актами, с целью поддержания их личностного и социального статуса.
Комплексная социальная услуга, предоставляемая гражданам пожилого возраста и инвалидам в отделениях социально-бытового обслуживания на дому, включает в себя:
1. Социально-бытовые услуги:
- покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;
- помощь в приготовлении пищи, мытье посуды;
- помощь в приеме пищи (кормление) - при состояниях, связанных с временной потерей способности к самообслуживанию;
- предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- уборка жилых помещений;
- сопровождение к врачу;
- оплата за счет средств получателя социальных услуг, жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;
- покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), топка печей, обеспечение водой (не более 4 ведер в одно посещение);
- сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;
- отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;
- содействие в получении транспортных услуг за счет средств получателя социальных услуг, если по состоянию здоровья ему противопоказано пользование общественным транспортом;
- содействие в доставке, установке, ремонте бытовой техники и санитарно-гигиенического оборудования организациями торговли и сервисными службами за счет заказчика;
- содействие в организации проведения ремонта жилых помещений организациями, осуществляющими ремонт жилых помещений, за счет средств заказчика;
- содействие в организации ритуальных услуг (при отсутствии у умершего родственников или их отказе заняться погребением).
2. Социально-медицинские услуги:
- оказание первой доврачебной помощи;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- содействие в госпитализации нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и техническими средствами ухода и реабилитации;
- содействие в получении стоматологической помощи;
- содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи.
3. Социально-психологические услуги:
- социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;
- психологическая помощь и поддержка;
- социально-психологический патронаж.
4. Социально-правовые услуги:
- оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;
- оказание помощи в получении юридических услуг.
Организация работы отделения социально-бытового обслуживания на дому
В Отделении предоставляются социальные услуги на временной или постоянной основе.
Отделение возглавляет заведующий отделением имеющий профильное образование, назначенный директором Центра.
Заведующий отделением:
- руководит деятельностью отделения, обеспечивая решение возложенных на отделение задач, и несет персональную ответственность за результаты его деятельности;
- безопасности, соблюдению правил санитарно-гигиенических норм;
- вносит предложения о поощрении социальных работников отделения и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;
- осуществляет планирование работы отделения ежегодно, ежеквартально, ежемесячно.
Обслуживание на дому граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.
Периодичность посещения социальными работниками граждан, обслуживаемых на дому, определяется в зависимости от степени характера нуждаемости граждан в надомном обслуживании (не мене 2 раз в неделю).
Результат посещения и факт оказания социальной услуги фиксируется социальным работником в дневнике социального работника с указанием наименования услуги, объема и даты ее оказания и заверяется подписью клиента, по результату предоставления услуг составляется акт выполненных работ.
Территория обслуживания для социальных работников и график их работы устанавливается заведующим отделением с учетом компактности проживания обслуживаемых лиц, характера транспортных связей, наличие в районе предприятий торговли и служб бытового обслуживания.
Центр вправе производить в случае необходимости, замену социального работника, оказывающего клиенту услуги.
Категории граждан, обслуживаемых в отделении
- Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются гражданам Российской Федерации, беженцам, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Нижегородской области, признанным в соответствии с действующим законодательством нуждающимися в социальном обслуживании на дому ввиду частичной утраты способности к самообслуживанию:
а) неработающим гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), в том числе нескольким совместно проживающим, и инвалидам, не имеющим родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход (далее - одинокие граждане);
б) неработающим гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), в том числе нескольким совместно проживающим, и инвалидам, родственники которых, обязанные в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход, по объективным обстоятельствам (проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет) не имеют возможности осуществлять уход, либо отказываются осуществлять уход по иным причинам, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - одиноко проживающие граждане);
в) неработающим гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам, проживающим в семьях, совместно проживающие родственники которых, обязанные в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход, по объективным обстоятельствам (частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-инвалида, наличие инвалидности) не имеют возможности осуществлять уход либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - граждане, проживающие в семьях);
г) неработающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, на жилой площади которых зарегистрированы, но не проживают лица, которые по объективным обстоятельствам не имеют возможности осуществлять уход (фактическое проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет), либо отказываются осуществлять уход по иным причинам, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - граждане, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица);
д) гражданам трудоспособного возраста, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с продолжительной (более одного месяца) болезнью или полученными травмами, родственники у которых отсутствуют либо по объективным обстоятельствам (проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет) не имеют возможности осуществлять уход, либо отказываются осуществлять уход по иным причинам, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - одинокие и одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста);
е) несовершеннолетним детям и детям-инвалидам, проживающим совместно с гражданами, указанными в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта (далее - несовершеннолетние дети);
ж) гражданам из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "е" настоящего пункта, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
- Граждане, проживающие совместно с лицами, ведущими асоциальный образ жизни, на социальное обслуживание на дому не принимаются.
- Право на внеочередное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому имеют инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица.
- Право на первоочередное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому имеют:
а) ветераны Великой Отечественной войны, за исключением категорий граждан, указанных в пункте 3;
б) инвалиды первой группы;
в) одинокие граждане старше 80 лет.