Порядок предоставления социальных услуг
поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому
1.Общие положения
1.1.Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 8, статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", пункта 7 статьи 5 Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 146-З "О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области".
1.2. Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 146-З "О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области".
1.3. Действие настоящего Порядка распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Нижегородской области, беженцев, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому и которым представляется социальная услуга или социальные услуги в соответствии с Порядком признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, утвержденным приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 27 октября 2014 года N 493, и которым предоставляется социальная услуга или социальные услуги (далее - получатели социальных услуг), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, включенных в реестр поставщиков социальных услуг в Нижегородской области (далее - поставщики социальных услуг).
1.4. Настоящий Порядок устанавливает правила и условия предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателям социальных услуг на территории Нижегородской области и включает в себя деятельность поставщика социальных услуг по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде - месте их проживания.
1.5. Типы организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе областной центр социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов).
1.6. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются:
1) неработающим гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), в том числе нескольким совместно проживающим, и инвалидам, не имеющим родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход (далее - одинокие граждане);
2) неработающим гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), в том числе нескольким совместно проживающим, и инвалидам, родственники которых, обязанные в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход, по объективным обстоятельствам (проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет) не имеют возможности осуществлять уход, либо отказываются осуществлять уход по иным причинам, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - одиноко проживающие граждане);
3) неработающим гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам, проживающим в семьях, совместно проживающие родственники которых, обязанные в соответствии с действующим законодательством осуществлять за ними уход, по объективным обстоятельствам (частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет) не имеют возможности осуществлять уход либо отказываются осуществлять уход по иным причинам (далее - граждане, проживающие в семьях);
4) неработающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, на жилой площади которых зарегистрированы, но не проживают лица, которые по объективным обстоятельствам (фактическое проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет) не имеют возможности осуществлять уход, либо отказываются осуществлять уход по иным причинам, либо ведут асоциальный образ жизни и фактически не осуществляют уход (далее - граждане, на жилой площади которых зарегистрированы иные лица);
5) гражданам трудоспособного возраста, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с продолжительной (более одного месяца) болезнью или полученными травмами, родственники у которых отсутствуют, либо по объективным обстоятельствам (проживание в другом населенном пункте, частые продолжительные командировки, наличие в семье ребенка-дошкольника или ребенка-инвалида, наличие инвалидности или возраста старше 60 лет) не имеют возможности осуществлять уход, либо отказываются осуществлять уход по иным причинам (далее - одинокие и одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста);
6) несовершеннолетним детям и детям-инвалидам, проживающим совместно с гражданами, указанными в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта (далее - несовершеннолетние дети);
7) гражданам из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 настоящего пункта, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов
(далее соответственно - граждане, получатели социальных услуг).
1.7. Одиноким трудоспособным гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке в связи с продолжительной (более одного месяца) болезнью, социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются на временной основе (до восстановления трудоспособности).
1.8. Предоставление социальных услуг на дому получателям социальных услуг направлено на улучшение условий их жизнедеятельности.
1.9.Порядок обязателен для исполнения всеми поставщиками социальных услуг независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание граждан в Нижегородской области, включенными в реестр поставщиков социальных услуг в Нижегородской области.
1.10. Получатели социальных услуг вправе участвовать в правоотношениях по предоставлению социальных услуг на дому лично либо через законного представителя (далее - представитель). При этом личное участие получателей социальных услуг не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает получателей социальных услуг права на личное участие в правоотношениях по получению социальных услуг.
2. Стандарт социальных услуг
2.1. Предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателям социальных услуг осуществляется с учетом их индивидуальных потребностей, указанных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа), за исключением срочных социальных услуг, предоставление которых предусмотрено пунктом 2.3 настоящего Порядка.
Получателям социальных услуг предоставляются социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, включающие в себя следующие социальные услуги:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги.
2.2. Описание социальных услуг, их объем перечислены в приложениях 1 - 7 к настоящему Порядку.
2.3. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.
2.4. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является:
1) заявление получателя социальных услуг;
2) информация о гражданах, нуждающихся в предоставлении социальных услуг, полученная от медицинских, образовательных и иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания.
2.5. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащих сведения о получателе и поставщике социальных услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления.
Акт о предоставлении срочных социальных услуг подписывается получателем социальных услуг.
2.6. Сроки предоставления социальных услуг.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются получателям социальных услуг на срок, определенный индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа), в дневное время суток в соответствии с графиком работы поставщика социальных услуг.
2.7. Подушевой норматив финансирования социальных услуг устанавливается министерством социальной политики Нижегородской области.
2.8. При получении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получатели социальных услуг имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение;
2) выбор поставщика социальных услуг;
3) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости, о возможности получения этих услуг бесплатно;
4) отказ от предоставления социальных услуг;
5) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
6) свободное посещение представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
7) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании услуг;
8) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.
2.9. Получатель социальных услуг обязан:
1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Нижегородской области сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
2) своевременно в письменной форме информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
2.10. Показатели качества и оценка результатов предоставления социальных услуг.
2.10.1. Основными показателями, определяющими качество социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляемых получателям социальных услуг, являются:
1) показатели, характеризующие удовлетворенность социальными услугами получателей социальных услуг, отсутствие обоснованных жалоб, число положительных отзывов о работе поставщика социальных услуг;
2) обеспечение открытости документов, в соответствии с которыми поставщик социальных услуг осуществляет деятельность в сфере социального обслуживания на дому (устав (положение); руководства, правила, инструкции, методики работы с получателями социальных услуг и собственной деятельности; эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру, иные документы);
3) численность получателей социальных услуг, охваченных социальными услугами у данного поставщика социальных услуг;
4) доступность условий размещения поставщиков социальных услуг (в том числе доступность предоставления социального обслуживания для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности);
5) укомплектованность штата поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация;
6) наличие специального и технического оснащения (оборудование, приборы, аппаратура) помещений поставщика социальных услуг;
7) наличие информации о порядке и правилах предоставления социальных услуг, организации социального обслуживания на дому;
8) повышение качества социальных услуг и эффективности их оказания (определяется исходя из мероприятий, направленных на совершенствование деятельности поставщика социальных услуг при предоставлении социальных услуг).
2.10.2. При оценке качества социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляемых получателям социальных услуг, используются следующие критерии:
1) полнота предоставления социальной услуги в форме социального обслуживания на дому, в том числе с учетом объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления социальных услуг;
2) своевременность предоставления социальной услуги, в том числе с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг;
3) результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг).
2.10.3. Оценка качества оказания социально-бытовых услуг включает в себя оценку:
1) содействия в приобретении и доставке на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов, приобретении топлива, оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, которое должно удовлетворять потребности получателей социальных услуг в своевременном приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, а также в решении ими вопросов в сфере коммунально-бытового обслуживания, связи;
2) оказания помощи в приготовлении пищи, приеме пищи (кормлении), обеспечении водой, уборке жилых помещений, отправке почтовой корреспонденции, организации помощи в проведении ремонта жилых помещений, которая должна обеспечивать удовлетворение нужд и потребностей получателей социальных услуг в решении этих проблем в целях создания им нормальных условий жизнедеятельности;
3) обеспечения кратковременного присмотра за детьми получателя социальных услуг, которое должно отвечать не только критериям необходимости, своевременности, но и безопасности детей;
4) предоставления гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход, которое должно обеспечивать выполнение необходимых получателям социальных услуг процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств;
5) иных социально-бытовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
2.10.4. Оценка качества оказания социально-медицинских услуг включает в себя оценку:
1) своевременного и в необходимом объеме выполнения процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг;
2) проведения наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) проведения процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг, оздоровительных мероприятий, которые должны быть осуществлены с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям социальных услуг;
4) мероприятий по консультированию получателей социальных услуг по социально-медицинским вопросам, которые должны обеспечивать оказание квалифицированной помощи получателям социальных услуг в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных проблем, связанных с сохранением здоровья;
5) оказания помощи в выполнении занятий по адаптивной физической культуре, которая должна обеспечивать овладение получателями социальных услуг доступного и безопасного для здоровья комплекса физических упражнений в целях его систематического выполнения для укрепления их здоровья;
6) иных социально-медицинских услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
2.10.5.Оценка качества социально-психологических услуг включает в себя оценку:
1) социально-психологического консультирования, которое должно обеспечить оказание получателям социальных услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений, в том числе для предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
2) психологической помощи, оказание которой должно помочь получателю социальных услуг раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы, решить возникшие социально-психологические проблемы;
3) социально-психологического патронажа, который должен на основе систематического наблюдения за получателями социальных услуг обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, ухудшающих условия жизнедеятельности получателей социальных услуг, в целях оказания им необходимых социально-психологических услуг;
4) иных социально-психологических услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
2.10.6. Оценка качества социально-педагогических услуг включает в себя оценку:
1) обучения практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами;
2) организации помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;
3) социально-педагогической коррекции, включая диагностику и консультирование, осуществление которой должно обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи, в которой нуждаются получатели социальных услуг, получающие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому;
4) формирования позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) и организации досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия), которые должны обеспечивать удовлетворение социокультурных и духовных запросов получателей социальных услуг (как взрослых, так и детей), расширение кругозора, сферы общения, повышение творческой активности получателей социальных услуг;
5) иных социально-педагогических услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
2.10.7. Оценка качества социально-трудовых услуг включает в себя оценку:
1) проводимых мероприятий по использованию трудовых возможностей получателей социальных услуг и обучению их доступным профессиональным навыкам, их достаточности и своевременности;
2) проводимых мероприятий по оказанию помощи в трудоустройстве;
3) проводимых мероприятий, связанных с организацией получения или содействием в получении образования и (или) квалификации инвалидами (в том числе детьми-инвалидами) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, которые определяются тем, в какой степени созданные поставщиком социальных услуг условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования, а также для получения образования взрослыми инвалидами способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению;
4) иных социально-трудовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
2.10.8.Оценка качества социально-правовых услуг включает в себя оценку:
1) оказания помощи в оформлении и восстановлении документов, которая должна обеспечивать разъяснение получателям социальных услуг содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем;
2) эффективности оказания юридической помощи получателям социальных услуг, которая должна обеспечить своевременное и объективное решение стоящих перед получателем социальных услуг правовых проблем;
3) иных социально-правовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
2.10.9. Оценка качества услуг, оказанных в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, включает в себя оценку:
1) обучения инвалидов (детей-инвалидов) пользованию техническими средствами реабилитации, которое должно развить у инвалидов (детей-инвалидов) практические навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами;
2) проведения социально-реабилитационных мероприятий, которые должны способствовать восстановлению социального статуса получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, улучшить взаимодействие получателя социальных услуг с обществом;
3) обучения получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, навыкам поведения в быту и общественных местах, которое должно обеспечивать формирование получателя социальных услуг как самостоятельной личности, культурной, вежливой, предусмотрительной и благожелательной в отношении к окружающим, а также обучения внутренней дисциплине личности, способной обслужить себя в бытовых условиях;
4) обучения получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, навыкам компьютерной грамотности, которое должно развить у получателей социальных услуг практические навыки умения самостоятельно пользоваться компьютером;
5) иных услуг, оказанных в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, предоставляемых поставщиком социальных услуг.
2.10.10. Оценка качества срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому включает в себя оценку своевременности и полноты объема оказанных социальных услуг применительно к потребности получателя социальных услуг в конкретных социальных услугах.
2.10.11. Поставщик социальных услуг несет ответственность за организацию качественного оказания социальных услуг на дому всеми структурными подразделениями и работниками, определяет их полномочия, ответственность и взаимодействие.
2.10.12. Сотрудники, предоставляющие социальные услуги, несут ответственность за качество оказанных услуг. Обязанности и персональная ответственность сотрудников за оказание социальных услуг на дому закрепляются в их должностных инструкциях.
2.11. Социальные услуги должны предоставляться с соблюдением установленных санитарно-гигиенических требований и с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг.
2.12. Условия предоставления социальных услуг должны соответствовать имеющимся у получателей социальных услуг ограничениям жизнедеятельности и обеспечивать доступность в получении социальных услуг в полном объеме.
2.13. Зачисление на социальное обслуживание:
2.13.1. Получатели социальных услуг вправе обратиться за получением социальных услуг в форме социального обслуживания на дому лично либо через законного представителя, иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений (далее - представитель).
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является поданное в письменной форме получателем социальных услуг (его представителем) заявление о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (далее - заявление) поставщику социальных услуг, указанному в пункте 1.6 настоящего Порядка.
К заявлению получатель социальных услуг прилагает следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг (представителей);
2) документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении представителя);
3) действующую индивидуальную программу с прилагаемой к нему выпиской из решения комиссии о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании о среднем душевом доходе получателя социальных услуг, выданной на основании представленных получателем социальных услуг документов на стадии признания получателя социальных услуг нуждающимся в социальном обслуживании.
Срок действия выписки о среднем душевом доходе получателя социальных услуг составляет не более 30 дней со дня ее подписания.
По своему желанию получатели социальных услуг дополнительно могут представить иные документы, которые, по их мнению, имеют значение для зачисления на социальное обслуживание.
2.13.2. Поставщик социальных услуг в течение суток с даты обращения получателя социальных услуг с заявлением и прилагаемыми к нему документами, указанными в подпункте 2.13.1 пункта 2.13 настоящего Порядка:
1) принимает и регистрирует в журнале учета получателей социальных услуг поступившие от получателей социальных услуг документы;
2) проверяет комплектность представленных документов на соответствие требованиям, указанным в подпункте 2.13.1 пункта 2.13 настоящего Порядка, правильность заполнения заявления, срок действия документов. Указанные в настоящем подпункте действия осуществляются специалистом поставщика социальных услуг;
3) по результатам проведенного анализа представленных получателем социальных услуг документов:
принимает решение о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателю социальных услуг, о чем извещает получателя социальных услуг по телефону, а также информирует его о необходимости прийти к поставщику социальных услуг для заключения договора о предоставлении социальных услуг;
принимает решение об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателю социальных услуг, в случае если получатель социальных услуг при обращении представил неполный комплект документов, указанных в подпункте 2.13.1 пункта 2.13 настоящего Порядка, истек срок действия представленных документов. О принятом решении поставщик социальных услуг извещает получателя социальных услуг путем направления ему по почтовому адресу, указанному в заявлении, письменного уведомления с разъяснением причин отказа.
Решение об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателям социальных услуг не является препятствием для нового обращения получателя социальных услуг с комплектом документов, соответствующим требованиям, установленных настоящим Порядком к комплектности документов;
4) заключает с получателем социальных услуг (его законным представителем) договор о предоставлении социальных услуг (далее - договор) по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 года N 874н.
При заключении договора получатели социальных услуг (представители) знакомятся с условиями предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, с информацией о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке их предоставления, стоимости оказания этих услуг.
2.14. Порядок предоставления получателям социальных услуг срочных социальных услуг.
Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания незамедлительной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
Социальные услуги предоставляются гражданам на основании документа, удостоверяющего их личность (при наличии), письменного заявления на имя поставщика социальных услуг или информации от медицинских, образовательных и иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания.
Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
2.15. Прекращение предоставления социальных услуг.
Получатель социальных услуг или его законный представитель имеют право отказаться от предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому. Отказ оформляется письменным заявлением об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателя социальных услуг или его законного представителя на имя руководителя поставщика социальных услуг с отметкой в индивидуальной программе и подписанием сторонами дополнительного соглашения о расторжении договора о предоставлении социальных услуг. При этом получателю социальных услуг (его законному представителю) разъясняются возможные последствия принятого им решения.
Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому освобождает поставщика социальных услуг от ответственности за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.
Основаниями прекращения предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому являются:
1) письменное заявление получателя социальных услуг, указанное в абзаце втором настоящего пункта;
2) окончание срока предоставления социальных услуг;
3) смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
4) решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;
5) осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
При прекращении предоставления социальных услуг поставщик издает приказ, копия которого подшивается в личное дело получателя социальных услуг.
Ответственный сотрудник поставщика социальных услуг вносит соответствующую запись в журнал учета получателей социальных услуг с указанием причины прекращения предоставления социальных услуг.
В случае смерти получателя социальных услуг и при отсутствии у него родственников или их нежелании организовать погребение поставщик социальных услуг осуществляет обращение в специализированную службу с целью погребения по гарантированному перечню услуг за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
2.16. Для подготовки заключения о выполнении индивидуальной программы поставщик социальных услуг представляет сведения в государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения района (города, городского округа)" (далее - ГКУ НО "УСЗН района (города, городского округа)", выдавшее индивидуальную программу.
2.17. Результатом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг.
3. Правила предоставления социальных услуг бесплатно либо на условиях полной или частичной оплаты
3.1. Социальные услуги предоставляются в соответствии с индивидуальной программой и на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг или его законным представителем.
3.2. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются на условиях полной либо частичной оплаты, которые определяются постановлением Правительства Нижегородской области от 6 мая 2015 года N 268 "Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания в государственных учреждениях социального обслуживания Нижегородской области".
3.3. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, за плату или за частичную плату в соответствии с Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 146-З "О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области".
3.4. Тарифы на социальные услуги в форме социального обслуживания на дому утверждаются поставщиками социальных услуг на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утверждаемых министерством социальной политики Нижегородской области.
3.5. Решение об условиях оказания социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (бесплатно, за плату или частичную плату) принимается на основании представленной получателем социальных услуг (представителем) выписки из решения комиссии о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании о среднем душевом доходе получателя социальных услуг, указанной в подпункте 3 подпункта 2.13.1 пункта 2.13 настоящего Порядка.
3.6. Плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг.
3.7. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.8. Взимание платы за предоставление социальных услуг осуществляется по выбору получателя социальных услуг или его законного представителя:
1) путем внесения наличных денежных средств получателем социальных услуг лично или его законным представителем в кассу или материально ответственному работнику поставщика социальных услуг, с выдачей подтверждающего оплату социальных услуг документа, оформленного на бланке строгой отчетности;
2) безналичным расчетом на расчетный либо на лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, поставщика социальных услуг, открытый в порядке, установленном действующим законодательством;
3) путем перечисления на расчетный либо на лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности поставщика социальных услуг, открытый в порядке, установленном действующим законодательством, денежных средств, причитающихся получателям социальных услуг в качестве пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Требования к деятельности поставщика социальных услуг в форме социального обслуживания на дому
4.1. Поставщик социальных услуг на дому осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
4.2. При предоставлении социальных услуг на дому поставщик социальных услуг обязан:
1) соблюдать права человека и гражданина;
2) обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей социальных услуг;
3) обеспечить ознакомление получателей социальных услуг (представителей) с правоустанавливающими документами, на основании которых поставщик социальных услуг осуществляет свою деятельность;
4) обеспечить сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
5) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", почтовой связи;
6) информировать получателей социальных услуг о правилах пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования;
7) обеспечить получателям социальных услуг условия пребывания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащий уход;
8) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.
4.3. Устанавливается следующий порядок организации социально-бытового обслуживания на дому:
4.3.1. Социально-бытовое обслуживание на дому осуществляется социальными работниками, состоящими в штате поставщика социальных услуг.
4.3.2. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником:
1) четыре получателя социальных услуг, проживающих в жилых помещениях, в которых отсутствуют или центральное (индивидуальное газовое) отопление, или центральное водоснабжение;
2) восемь получателей социальных услуг, проживающих в жилых помещениях, имеющих центральное (индивидуальное газовое) отопление и центральное водоснабжение.
4.3.3. Поставщик социальных услуг своим приказом может увеличить норму обслуживания отдельным социальным работникам без увеличения заработной платы в случае обслуживания социальным работником совместно проживающих граждан, в том числе супружеских пар, либо снизить норму обслуживания отдельным социальным работникам без уменьшения заработной платы в случае обслуживания социальным работником граждан, объективно нуждающихся в дополнительных посещениях.
4.3.4. К социально-бытовому обслуживанию на дому в исключительных случаях (удаленность территории обслуживания) могут привлекаться отдельные лица на условиях частичной занятости и оплаты труда пропорционально части должностного оклада социального работника, выплачиваемой за обслуживание одного человека.
4.3.5. Периодичность посещения социальным работником получателя социальных услуг определяется в зависимости от степени и характера нуждаемости их в уходе, но не менее 2 раз в неделю.
4.3.6. При ухудшении состояния здоровья, требующего постоянного (временного) медицинского наблюдения, получатель социальных услуг вправе обратиться в орган, уполномоченный на признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, с заявлением о внесении соответствующих изменений в индивидуальную программу.
4.3.7. На основании изменений, внесенных в индивидуальную программу, с получателем социальных услуг заключается дополнительное соглашение.
4.3.8. Социально-медицинское обслуживание на дому включает в себя деятельность поставщика социальных услуг по оказанию получателям социальных услуг, частично утратившим способность к самообслуживанию, требующим постоянного медицинского наблюдения и нуждающимся в посторонней поддержке при наличии у них тяжелых заболеваний (прежде всего хронических), социально-медицинской услуги на дому.
4.3.9. Основными задачами поставщика социальных услуг при предоставлении социально-медицинской услуги на дому являются:
1) выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социально-медицинском обслуживании;
2) оказание получателям социальных услуг квалифицированного ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;
3) наблюдение за состоянием здоровья получателей социальных услуг и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений, имеющихся у них заболеваний;
4) морально-психологическая поддержка получателей социальных услуг и членов их семей;
5) обучение родственников получателей социальных услуг практическим навыкам общего ухода за больными.
4.3.10. Социально-медицинская услуга на дому предоставляется получателям социальных услуг из числа граждан с тяжелыми заболеваниями (прежде всего хроническими), требующими постоянного медицинского наблюдения:
1) гражданам с ментальными нарушениями социально-медицинская услуга на дому предоставляется по рекомендации лечащего врача с письменного разрешения психиатра на постоянной или временной основе;
2) гражданам, страдающим туберкулезом (за исключением активной формы), в стадии ремиссии социально-медицинская услуга на дому предоставляется по рекомендации лечащего врача с письменного разрешения врача-фтизиатра на постоянной или временной основе.
4.3.11. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется социальными и медицинскими работниками, состоящими в штате поставщика социальных услуг.
4.3.12. Должность медицинского работника вводится из расчета одна штатная единица на две штатные единицы социальных работников.
4.3.13. Поставщик социальных услуг своим приказом может увеличить норму обслуживания отдельным медицинским работникам без увеличения заработной платы в случае обслуживания медицинским работником совместно проживающих получателей социальных услуг, в том числе супружеских пар, либо снизить норму обслуживания отдельным медицинским работникам без уменьшения заработной платы в случае обслуживания медицинским работником получателей социальных услуг, объективно нуждающихся в дополнительных посещениях.
4.3.14. К социально-медицинскому обслуживанию на дому в исключительных случаях (удаленность территории обслуживания) могут привлекаться отдельные лица на условиях частичной занятости и оплаты труда пропорционально части должностного оклада медицинского работника, выплачиваемой за обслуживание одного человека.
4.3.15. Периодичность посещения медицинскими работниками получателей социальных услуг определяется в зависимости от степени и характера нуждаемости их в социально-медицинских услугах, но не менее 2 раз в неделю.
4.3.16. Медицинские работники осуществляют свою работу по согласованию с лечебно-профилактическими учреждениями органов здравоохранения, к которым прикреплены получатели социальных услуг:
1) оказание доврачебной помощи медицинскими работниками осуществляется лекарственными препаратами, приобретаемыми по рецептам врача на средства получателя социальных услуг;
2) медицинские работники должны располагать набором лекарственных препаратов для оказания экстренной доврачебной медицинской помощи. Перечень лекарственных препаратов для оказания экстренной доврачебной помощи утверждается приказом министерства социальной политики Нижегородской области по согласованию с министерством здравоохранения Нижегородской области;
3) выполнение медицинскими работниками плановых медицинских назначений производится получателям социальных услуг только по назначению лечащего врача медикаментами, приобретаемыми на средства получателей социальных услуг;
4) лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения могут на основании договора обеспечивать медицинских работников инструментарием, медикаментами, перевязочными материалами, спиртом для выполнения инъекций, другими материалами и предметами медицинского назначения, необходимыми для общего ухода и оказания доврачебной помощи, не связанной с применением сильнодействующих препаратов, и оказывать медицинским работникам организационно-методическую помощь.
4.4. Условия размещения поставщика социальных услуг должны обеспечивать его эффективную работу.
Поставщик социальных услуг и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных помещениях, доступных для всех категорий получателей социальных услуг и оборудованных элементами безбарьерной среды, позволяющими осуществлять жизненные потребности маломобильных граждан в полном объеме, с обеспечением беспрепятственного доступа к местам оказания (получения) социальных услуг, услуг связи и др.
По размерам и состоянию помещения должны отвечать установленным требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых социальных услуг.
Помещения должны быть обеспечены средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
4.5. Укомплектованность поставщика социальных услуг работниками и их подбор должны осуществляться согласно образованию, квалификации, профессиональной подготовке в соответствии со штатным расписанием. Работники должны обладать знаниями и опытом, необходимыми для качественного оказания социальных услуг.
4.6. Обязанности, права и ответственность работников должны быть четко установлены и изложены в их должностных инструкциях, методиках и других документах, регламентирующих их деятельность.
4.7. Поставщиком социальных услуг в соответствии с требованиями законодательства об обеспечении прав получателя социальных услуг на конфиденциальность принимаются меры по недопущению разглашения сотрудниками сведений конфиденциального характера о получателях социальных услуг.
4.8. Поставщик социальных услуг должен быть оснащен специальным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям соответствующих стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.
Оборудование, приборы и аппаратура должны использоваться строго по назначению в соответствии с документацией на их функционирование и эксплуатацию, содержаться в технически исправном состоянии, которое подлежит систематической проверке.
Неисправное оборудование, приборы и аппаратура должны своевременно исключаться из эксплуатации, заменяться или ремонтироваться.
4.9. Информирование получателей социальных услуг о порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, перечне предоставляемых социальных услуг осуществляется в помещениях поставщиков социальных услуг, оказывающих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, с использованием электронной или телефонной связи, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иными общедоступными способами.
Информация о поставщике социальных услуг, порядке и правилах предоставления социальных услуг получателям социальных услуг должна отвечать следующим требованиям:
1) поставщик социальных услуг доводит до получателей социальных услуг свое наименование и местонахождение, представляет по требованию получателей социальных услуг необходимую и достоверную информацию об оказываемых социальных услугах;
2) состав информации о социальных услугах соответствует Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
3) информация, представляемая получателю социальных услуг, является достоверной и полной.
4.10. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.