Положение
о «Школе безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов»
(далее – Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о «Школе безопасности для пожилых граждан и инвалидов» (далее – Школа безопасности) разработано в целях повышения уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других мало защищенных слоев общества.
1.2. Школа безопасности не является самостоятельным структурным подразделением и организована на базе отделения социально-консультативной помощи государственного бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Краснооктябрьского района» (далее – Центр).
1.3. В своей деятельности Школа безопасности руководствуется уставом Центра, положением о структурном подразделении, в состав которого входит Школа безопасности и положением о Школе безопасности.
1.4. Школа безопасности создается и ликвидируется приказом директора Центра.
1.5. Обучение в Школе безопасности предоставляется гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалидам старше 18 лет, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению.
1.6. Обучение в Школе безопасности осуществляется бесплатно.
1.7. Информация о Школе безопасности размещается на информационных стендах Центра, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикуется и размещается в средствах массовой информации.
2. Основная цель и задачи Школы безопасности
2.1. Основная цель:
- повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других мало защищенных слоев общества.
2.2. Основные задачи:
1. Изучение и освоение пожилыми гражданами и инвалидами основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.
2. Ознакомление с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение и освоение методов и приемов защиты.
3. Обучение граждан комплексно анализировать ситуацию, принимать адекватные и безопасные решения
4. Формирование представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях современного общества, как среды жизнедеятельности.
3. Порядок деятельности Школы безопасности
3.1. Обучение в Школе безопасности предусматривает групповые занятия. Группы формируются по личному желанию заинтересованных граждан, а также из числа пенсионеров и инвалидов, посещающих и получающих социальные услуги в отделениях Центра.
3.2. Численный состав участников группы от 10 человек.
3.3. Продолжительность одного занятия – 90 минут, периодичность занятий не реже 1 раза в квартал, при необходимости – 2-3 раза в квартал.
3.4. Организация занятий возлагается на заведующих отделениями социально-консультативной помощи, социально-бытового обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, дневного пребывания.
3.5. Школа безопасности тесно взаимодействуют с органами МВД, МЧС, Пенсионного Фонда, здравоохранения и другими общественными организациями.
3.6. Обучение включает изучение теоретических основ и практическое освоение навыков безопасности.
3.7. Руководство работой Школы безопасности осуществляет заведующий отделением социально-консультативной помощи.
В обязанности заведующего отделением входит:
- организация работы Школы безопасности (составление плана занятий, приглашение специалистов и т.д.);
- контроль за ведением журнала учета слушателей Школы безопасности (Приложение 1);
- составление отчета об оказании услуг Школой безопасности (Приложение 2).
3.8. Занятия проводят специалисты центра, при необходимости на занятия приглашаются специалисты МВД, МЧС, Пенсионного Фонда, здравоохранения и других общественных организаций.
В зависимости от содержания курсов и проявления интереса граждан подбираются сроки занятий.
Группа слушателей может самостоятельно выбрать значимые для себя направления программы Школы безопасности.
Программа
«Школы безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов»
Актуальность темы
В настоящее время перед пожилыми людьми возникает множество бытовых и жизненных трудностей, с которыми им самим порой трудно разобраться. Кроме того, пенсионерам нужны дополнительные знания, чтобы не стать жертвами мошенников.
Централизованное тепло- и водоснабжение, газификация жилых зданий, электроприборы, видео- и радио - аппаратура бытовая химия, полимерные отделочные материалы и многое другое облегчили и ускорили выполнение домашних обязанностей, сделали жизнь комфортной.
Но, несмотря на все эти чудеса техники, большинство несчастных случаев происходит именно в быту. Большая часть экстремальных ситуаций в быту возникает по неосторожности, рассеянности, легкомыслию и связана с пожарами, воздействием электрического тока, отравлениями, взрывами, случайными падениями и т. п. Не все опасные ситуации разрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается авариями и катастрофами, при которых страдают и гибнут люди.
Лучший способ повысить личную безопасность и безопасность окружающих — это не создавать экстремальные ситуации, а в случае их возникновения (независимо от причин) эффективно им противодействовать, уметь оказать помощь себе и другим.
Люди пожилого возраста иногда не знают, пренебрегают, а зачастую и забывают о простых мерах безопасности в быту. В настоящее время проблемы, связанные с угрозой пожаров, взрывов бытового газа и другими чрезвычайными ситуациями, а также вопросы, связанные с личной безопасностью, очень актуальны.
Часто люди пожилого возраста и инвалиды становятся жертвами несчастных случаев в быту, а также жертвами действий преступников, цинично пользующихся доверчивостью лиц данных категорий.
Именно для данной группы нашего населения разработана программа «Школа безопасности жизни для пожилых людей».
Она включает в себя основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью каждого человека в отдельности в условиях современного общества.
Цель и задачи программы
Школа безопасности для пожилых людей - это социальная программа, мероприятия которой позволяют реализовать главную цель – повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других малозащищенных слоев общества.
Задачи программы:
1. Изучить и способствовать освоению пожилыми людьми основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.
2. Ознакомить с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучить и освоить методы и приемы защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях.
3. Развивать способности анализировать ситуации, принимать безопасные решения в быту.
4. Формировать представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях современного общества, как среды жизнедеятельности.
5. Формировать уважительное, ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, навыки взаимодействия, сотрудничества, необходимые для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознания приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.
6. Привлекать внимание общественности к проблемам граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Сроки реализации программы: бессрочно.
Основные направления программы
Программа реализуется в нескольких направлениях:
1. Пожарная безопасность;
2. Электробезопасность;
3. Терроризм;
4. Юридическая безопасность;
5. Мошенничество;
6. Психологическая безопасность;
7. Пищевая безопасность;
8. Информационная безопасность;
9. Лекарственная безопасность.
Эффективность работы программы
1. Повышение бдительности пожилых людей и инвалидов во всех сферах личной и общественной жизни.
2. Предотвращение несчастных случаев в быту.
3. Снижение уровня преступлений, связанных с доверчивостью лиц данной категории граждан.
4. Освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.
5. Повышение личной безопасности и безопасности окружающих.
6. Снижение депрессивной обстановки и повышения у граждан социально-правовой грамотности.
Примерный план лекций по направлениям работы программы
Тема лекций |
Ответственный |
Пожарная безопасность 1. Пожар как фактор техногенной катастрофы. 2. Пожароопасные свойства материалов и веществ. 3. Профилактические действия при пожаре. 4. Токсичные продукты горения. 5. Основные факторы пожара. |
Специалист по охране труда, Специалист МЧС - по согласованию |
Электробезопасность 1.Действие электрического тока на организм человека. 2.Электрический удар. 3.Способы защиты человека от поражения электрическим током. 4.Средства защиты от действия электрического тока. 5.Использование электросберегающих устройств. |
Специалист по охране труда |
Терроризм 1. Терроризм как социальное явление современности. 2. История появления терроризма как социального явления. 3. Возможные направления противодействия терроризму в современных условиях. 4. Правила поведения при возникновении террористического акта. |
Специалист по социальной работе |
Юридическая безопасность 1. Система социальной защиты пожилых людей. 2. Оформление договоров по разным сделкам. 3. Как правильно оформить сделки по купле-продаже жилья. 4. Права частной собственности. 5. Нарушение права на неприкосновенность частной жизни. |
Юрист |
Мошенничество 1. Искусство сказать «Нет!» 2. Мошенничество как социальный феномен. 3. Способы защиты от мошенников. 4. Умение распознать мошенничество. 5. Инструктаж о личной безопасности. |
Специалист по социальной работе, Специалист МВД - по согласованию |
Психологическая безопасность 1.Методы психологической защиты. Прием словесных аффирмаций. 2.Аутотренинг – как средство самоконтроля эмоционального состояния. 3. Страх. Пути преодоления. 4. Борьба с явлением одиночества. |
Психолог |
Пищевая безопасность 1.Особенности рационального питания пожилых людей и долгожителей. 2. Биологическая и пищевая ценность белков, жиров и углеводов. 3.Значение витаминов в питании. Продукты – источники витаминов. 4.Значение минеральных веществ в питании. 5. Срок хранения и срок годности продуктов. 6.Пищевой статус как показатель здоровья. 7.Новые продукты питания в рационе населения России. Трансгенные продукты в питании, этические и эколого-гигиенические аспекты этой проблемы. 8.Заболевания, передающиеся с пищей (пищевые отравления, инфекции). |
Медицинская сестра, Специалист здравоохранения - по согласованию |
Информационная безопасность 1. Права и обязанности получателей социальных услуг. 2.Независимая оценка качества работы учреждения. 3. Стандарты социального обслуживания. 4. Порядок предоставления социальных услуг. 5.Индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Договор. |
Заведующий отделением, Программист |
Лекарственная безопасность 1. Неблагоприятный эффект лекарственного средства. 2. Активные вещества естественного, искусственного или биотехнологического происхождения. 3. Лечебные добавки к пищевым продуктам. 4. Лечебные косметические средства. 5. Неблагоприятная лекарственная реакция на лекарственные средства. 6. Побочные эффекты лекарственного средства. |
Медицинская сестра, Специалист здравоохранения - по согласованию |
Методы и формы работы для раскрытия тем:
- выдача памяток (брошюр, буклетов) по направлениям,
- лекции, беседы, разъяснения (информирование),
- психологические тренинги,
- размещение информации на стендах,
- показ видеороликов, презентаций и пр.